Этот выпуск будет интересен тем, у кого в жизни всё, в принципе, нормально, но,
периодически, происходит что-то, что вызывает огорчение, боль, недовольство...
Например, женщина влюбляется в мужчин, которые её не ценят... Она старается
делать работу как можно лучше, работает за себя и за коллег, но все воспринимают
это как должное, а повышение в зарплате получают другие... Она меняет работу, и
происходит то же самое. Рано или поздно, такие закономерности уже невозможно не
заметить и, чаще всего, человек приходит к выводу, что ему просто не везёт в
какой-то области жизни или , вообще, просто не везёт.
На самом деле, везение тут ни при чём, а такие повторяющиеся переживания
свидетельствуют о том, что человек живёт по схеме, которая
управляет его жизнью. Такие схемы закладываются в детстве и помогают ребёнку
приспособиться к жизни в обществе, однако, в дальнейшем, могут стать причиной
страданий.
Пример:
Ребёнок, родители которого оказывают предпочтение его брату или сестре,
понимает, что это - несправедливо. Кроме того, родители часто его обвиняют в
том, чего он не совершал. Ребёнок делает для себя вывод, что мир - не
справедлив.
Преимущества наличия схемы:
- Функция безопасности. Ребёнок уже понимает, что родители могут поступить
с ним не справедливо и он приспосабливается к этому, вырабатывает свою линию
поведения.
- Защитная функция. Ребёнок, понимая, что его наказывают не за его
проступки, меньше страдает, так как он для себя уже принял, что весь мир -
несправедлив.
- Схема даёт иллюзию, что мир - предсказуем. При повторяющихся
неприятностях, ребёнок начинает думать, что всё это - нормально, значит, так и
надо жить.
Однако, для взрослого, неадаптированная схема способствует страданиям,
оторванности от реальности, причём, даже при разной реакции на эту схему.
Пример:
Родители много работали, всегда были заняты или уставшие,
ребёнку почти не уделяли внимания: накормлен, одет - вот и хорошо. У ребёнка
создаётся схема "отказ- дефицит внимания". Он чувствует себя никому не нужным,
заброшенным. Ему обидно и больно. Став взрослым, он может иметь такие реакции на
эту схему:
- Поддерживать эту схему, окружив себя такими же холодными и
невнимательными людьми.
- Использовать тактику "побега". Избегать близких отношений с
кем-бы то ни было, жить в одиночестве.
- Компенсировать схему. Не испытывать никакой привязанности
ни к кому, ничего не давать своим близким, бросать своих партнёров...
Иногда человек может использовать все эти виды реакции в разных
обстоятельствах. При этом, на это у него уходит много энергии, но такое
поведение не защищает человека от страданий.
Чтобы избавиться от страданий, переживаний, прежде всего, важно
определить по какой именно схеме Вы живёте.
Схема создаётся тогда, когда потребности ребёнка не удовлетворены.
Семь основных потребностей ребёнка:
- Быть любимым безусловно, то есть в любых ситуациях жизни
чувствовать себя окружённым заботой, нежностью и теплотой своих родителей, а не
только тогда, когда он хорошо учится, помогает и прочее. Были ли Вы так любимы
Вашими родителями?
- Быть защищённым физически и психически.
- Чувствовать свою значимость.
- Быть понятым, услышанным.
- Чувствовать свою ответственность в соответствии с возрастом и свои реальные
лимиты.
- Чувствовать поддержку и помощь в его развитии любознательности.
- Чувствовать вокруг себя стабильность.
В следующем выпуске я перечислю основные схемы и напишу технику, по которой
рекомендуется работать, чтобы избавить себя от ненужных проблем и волнений, если
таковые имеются.
|