10 минут для себя!



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Интересные сведения

Об обучении в Бельгии

Вчера была в школе моего сына на «дне открытых дверей», получила массу позитивных эмоций, сделала больше сотни фотографий. Была так увлечена процессом всё запечатлеть, что меня приняли за журналистку. Решила рассказать о том, как тут учатся, так как всё это абсолютно не похоже на то, как училась я и все, кто живёт в странах бывшего СССР.

Всё обучение в Бельгии делится на две формы (государственное обучение и, так называемое, свободное), статус которых официально одинаков: то есть дипломы и аттестаты имеют одинаковую силу и программа по основным положениям похожа.  Свободное – это частные школы, лицеи, университеты. Насколько я поняла, практически всё свободное обучение тут  - католическое.

Разница между этим двумя видами обучения, как выяснилось, существенная. Из официальных различий, с точки зрения родителей, которым не важно откуда идут деньги на обучение, - то, что в государственной школе родители выбирают, будет ли ребёнок ходить на уроки религии и какой, или вместо этого он будет слушать курс «мораль». В католических школах такого выбора нет: католическая религия - в обязательном порядке. Всё остальное одинаково. Но репутация частых школ настолько выше, что перед записью родители иногда вынуждены сутками стоять в очередях, чтобы записать ребёнка в хорошую школу. Качество преподавания, дисциплина, культурный уровень очень различаются. Всё это мы хорошо прочувствовали на собственном опыте, о чём расскажу ниже.

Начинается учёба в детских садах (это не обязательное обучение), с 3-х до 6 лет. С 6-ти лет - обязательное образование, и дети идут в начальную школу, где они учатся 6 лет. В начальной школе бесплатно ВСЁ. Перед школой надо купить только портфель и пенал, всё остальное выдают в школе бесплатно: тетради, дневник, черновики, ручки, карандаши, папки, линейки и всё, что может пригодиться для учения. Всё это хорошего качества и в достаточном количестве. Учебников нет вообще. Учитель сам составляет программу и рассказывает детям так, как считает нужным, делая записи на доске, а также выдаются отксеренные листики с заданиями и несколькими основными понятиями. В школах все одеваются на свой вкус, и школьных форм нигде нет.

Дети находятся в школе с утра (начало занятий в 8.30-9 часов утра) и до 4-х часов вечера в понедельник, вторник, четверг. В среду учатся с утра и до обеда, в пятницу – учебный день на 1 час короче, чем в понедельник.

Каждый год проводятся экзамены по всем предметам, на которые не выделяются дни на подготовку, и, обычно,  в день проходит по 2-3 экзамена. Перед экзаменами в течение недели проводится ревизия, то есть повторение в классе всего материала по вопросам, аналогичным на экзамене. Здесь нет абсолютно никакого взяточничества и знакомств, влияющих на результаты. Все дети в равных условиях. Система построена так, что невозможно ни подсказать на экзамене, ни списать. Здесь вообще экзамен проводится по другой процедуре, хотя я слышала, что в Украине, а может и в других странах, уже тоже введена система тестирования.

На экзамене каждый ученик получает пачку листов с вопросами и заданиями (их может быть порядка сотни), которые охватывают весь пройденный материал. Поэтому и списать что-то невозможно, так как «шпаргалка» - это полный портфель выданных за год листов. Результаты экзаменов действительно показывают уровень владения материалом и обычно выдаются в процентах. Если ученик по всем предметам в целом набрал меньше 50 процентов, его оставляют на второй год. Тут таких не мало, и никто из этого не делает трагедии.

Мы приехали в Бельгию летом, когда сыну было 8 лет. В Одессе он закончил первый класс украинской школы (я определила его в школу в 7 лет). В деревне, где мы сейчас живём, есть только одна школа, государственная, с детским садом и начальной школой, куда я его и записала. Его протестировали и определили во 2-й класс.

Перед отъездом из Украины, я пыталась взять немного уроков французского для сына, и сама тоже училась. Приехав сюда, убедилась в том, что моё добросовестное обучение помогло мне быстрее освоить грамматику (то, что я учила по самоучителю), что качается ребёнка, то это пустая трата времени и денег. Мы не понимали вообще ничего из того, что нам говорили, а то, что я говорила по-французски, вызывало изумление и непонимание у бельгийцев. Нам было не очень трудно, потому что мой муж учился 3 года на курсах русского языка и неплохо им владеет. Я говорила с ним на русско-английском, вставляя французские слова, сын на русском. Мы понимали друг друга, и это, как оказалось, было большим минусом для меня, так как моё изучение французского затянулось. Вне дома я испытывала постоянный стресс: я не понимала и меня не понимали.

В начальной школе один учитель ведёт все предметы для конкретного класса, кроме физкультуры и религии. Каждый год для класса назначается новый учитель.

Первые два года мой сын проучился очень хорошо, быстро освоил язык и был в числе лучших учеников. Я делала с ним все уроки и сама разбиралась во всём, объясняя ему, так как знала французский лучше. Это было так трудно, что отнимало у меня почти всё свободное время. Учебников в школе нет, система не понятная, языка мы не знаем. Мой Андрей приходил со школы с каким-то жалким листиком, где две строчки с объяснениями какого-то правила и заданиями, которые не известно как делать. В дневнике – записи типа: сделать лист № 5 и всё. В тетради несколько каракулей, которые надо уметь расшифровать и из которых ничего не понятно. На все мои вопросы, ответ, что не понял. Сколько терпения и усидчивости надо иметь, чтобы всё это выдержать!

С первой учительницей разговор не получился. Она всё недоумевала, что я от неё хочу, ЕСЛИ МОЙ РЕБЁНОК УЧИТСЯ ХОРОШО?

Зато вторая учительница, мадам Моник, была такой, что у меня было ощущение, что я попала в сказку. На собрании, мадам Моник сказала всем родителям, что не надо заставлять детей делать уроки, если они что-то не поняли. Для детей это стресс, а родители не всегда могут объяснить, так как у них своя логика. Лучше, если дети придут в школу с невыполненным заданием или сделанном с ошибками, тогда учительница увидит, что ребёнок не понял материал, и надо на это обратить внимание. И учительница потом будет объяснять ребёнку этот материал до тех пор, пока он не поймёт, потому что она УМЕЕТ делать это, она владеет методикой и сделает это лучше, чем родители.

Год обучения в классе мадам Моник был замечательным, и я только радовалась успехам моего ребёнка. Кроме того, он был в восторге от учительницы по религии. Я указала при  поступлении в школу, что мой сын – православный христианин. Я никогда не интересовалась особо вопросами религии и не практиковала её, но мы оба крещённые, это часть нашей культуры, традиций, и я убеждена, что это надо беречь. В школе Андрей оказался единственным православным, поэтому школа, специально для него, нашла учительницу по православной религии (она гречанка по происхождению), которая приезжала к нему и индивидуально с ним занималась. Она ему рассказывала об истории религии, писала самые главные молитвы, они мастерили что-то на религиозные темы, и Андрей приходил домой с разными подарками, иконками, конфетами, которыми его подкармливала учительница. Но сказка длилась не долго.

После мадам Моник, в класс пришла мадмуазель Мод, и это была катастрофа. Андрей стал приходить домой с отличными оценками и радостно кричал с порога: «Мама я получил за диктант 10 баллов из десяти! Я всё знаю и мне ничего учить не надо!» Я брала его диктант и находила там 2-3 ошибки, не увиденные учительницей. Записи в тетрадях постепенно превращались в неразборчивую мазню, после которой стояла не оценка, а печать учительницы (чтобы не напрягаться и не писать!): продолжай также! И мой ребёнок продолжал! Его выполненные задания пестрели ошибками, большую часть которых мадмуазель Мод просто не замечала. На мои замечания, Андрей говорил, что он переписал то, что было на доске, и так написала учительница.

На родительском собрании я показала тетради сына мадмуазель и сказала, что тут масса ошибок, что у детей нет учебников, и единственный источник знаний – это преподаватель, как же ребёнок может чему-то научиться? Мадмуазель мило улыбалась, кивала и что-то говорила о том, что ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО. Я была в шоке. Были и другие родители, которые пытались что-то высказывать, но никакого толку от  всего этого не было. Я понимала, что это загубленный год, и ждала, когда он закончится и придёт другой учитель. Выяснять что-то смысла не было, так как все остальные родители предпочли не поднимать шум и отмолчаться. Какой же был мой ужас, когда выяснилось, что мадмуазель Мод останется у моего сына и на следующий год! Я пошла к директору, который на все мои эмоциональные высказывания выдавал  стандартные фразы типа того, что «школа делает всё для того, чтобы деткам было лучше». И я решила поменять школу.

Навела справки, посетила некоторые школы и пришла к решению, что надо отдавать ребёнка в частную школу. Меня успокоили тем, что курс религии читается как предмет и обязателен к обучению, но никто не требует быть верующим, молиться или соблюдать обряды. Зато дисциплина в школе на высоком уровне, дети постоянно под присмотром, к внешему виду тоже есть требования: запрещены пирсинг, наколки, татуировка, крашеные волосы, вызывающего вида одежда. Учителя тоже квалифицированные и добросовестные.

Я была очень рада, что сменила школу, и разницу почувствовала очень быстро. В частных школах (они тут называются институтами) для начального образования тоже всё бесплатно. Никаких поборов дополнительных нет. Иногда школа проводит благотворительные обеды или мероприятия в целях собрать дополнительные средства, на которые потом организовываются мероприятия для  детей, но это всё на добровольных началах и никто не принуждает в этом участвовать.

Для детей, у которых есть трудности в учении, организованы дпополнительные занятия, где учитель уделяет внимание и подходит к каждому ученику, чтобы объяснить индивидуально. Всё это тоже бесплатно.

Был один эпизод, когда у меня была возможность убедиться в том, что разговоры о морали в католических институтах, это не пустой звук. Как-то на перемене, мой Андрей встретил своего приятеля из другого класса, который был ему должен деньги, и напомнил о долге. Тот уже давно избегал моего сына и, судя по всему, деньги ему возвращать не собирался. Я в эту историю вмешиваться не захотела. Сын ему одолжил, не советуясь со мной, сумма даже  по детским меркам была не очень большая. Когда сын мне начал жаловаться и просить вмешаться, я ему сказала, что эти деньги показали ему, что приятель , которому он доверял, нечестный, значит не надо с ним иметь дело. А деньги я у него требовать не буду, так как не я их ему давала. Надо научиться брать ответственность за свои поступки на себя. Сын понял и больше эту тему не поднимал.

Встретив этого мальчика в школе, Андрей ему высказал своё мнение о понятии честности, а тот возмутился и стал на него кричать, что тот к нему пристаёт и не хочет ждать, когда он сам соизволит вернуть ему долг. К ним сразу же подошла учительница, которая наблюдает за порядком на перемене, чтобы выяснить в чём дело. Поговорив с мальчиками, она сказала каждому из них идти своей дорогой и пообещала Андрею решить эту проблему. На следующий день в школу была вызвана мама должника, которая нашла Андрея и вернула ему деньги. Вопрос решился быстро, культурно, без обвинений и выяснения отношений.

После шести лет обучения в начальной школе, дети получают диплом об окончании и поступают в среднюю школу в 1-й класс. Это ответственный момент, так как в средней школе начинается специализация, поэтому  важно правильно выбрать школу. Это трудно, так как детям по 12 лет, и многие ещё сами не понимают, чего они хотят.

Обучение в средней школе рассчитано тоже на 6 лет. Программа первых трёх классов во всех школах почти одинакова, однако с 3-го класса начинается специализация. Обучение делится на три типа: гуманитарное, техническое или профессиональное. Система настолько сложная, что я подробно писать об этом не буду. После гуманитарного и технического образования дети получают диплом с правом продолжить обучение в университете. Если же ученик не справляется с программой, то его переводят на профессиональное обучение, и двери к высшему образованию у него атоматически закрываются.

Мой сын сейчас учится в 1-м классе средней школы в техническом институте, который  выпускает  квалифицированных столяров, механиков, электриков, электронщиков, поваров, а также агентов по туризму, специалистов по прикладному искусству, есть специализация по созданию солнечных батарей.

У него сейчас несколько раз в неделю проходят занятия механикой, по электричеству и в столярных мастерских, для того, чтобы попробовать что ему больше нравится и выбрать одно направление, по которому он будет заниматься с 3-го класса.

На дне открытых дверей мы ходили по всем мастерским, классам, смотрели как работают и учатся дети. Мне, вдруг, стало грустно, что у меня никогда не было возможности учиться в такой школе. А меньше, чем через месяц, Андрей едет  с классом в учебно-познавательную поездку в Швейцарию на неделю. И школа оплачивает все экскурсии, чтобы родителям не обошлось это дорого. Так мой сын страдает, что ему туда ехать не хочется и, как он говорит, таскаться по горам. А мне бы только свистнули, и я бы уже с чемоданом стояла! Вот такие «проблемы» у бельгийских школьников.


Блинчики. Профессиональное обучение на поваров


Блинчики




Дробилка для металических баночек от напитков, управляемая с компьютера

 

Дробилка




Настенное панно. Секция прикладного искусства


Настенное панно




Графика. Секция прикладного искусства, 3 класс


Графика 1

 




Графика в цвете. Секция прикладного искусства, 3 класс


Графика в цвете





Композиция и поиск, 2 D. Секция прикладного искусства, 3 класс


Композиция




Настенное панно


Настенное панно 2





Работа с цветом



Работа с цветом



Посмотреть эти фотографии в полном размере или другие фотографии из школы можно здесь.



 


Главная страница

Как избежать сетей манипуляторов

Билль о правах

Счастливые числа

Стресс - это жизнь

Любимые вампиры

Почему я оказалась в Бельгии?

Начало новой жизни

Горе от ума

Брюссель. Базар. Фестиваль эротики

Как меня выручил фэн-шуй

Ваши плохие и хорошие направления по фэн-шуй

Биоэнергетика квартиры. Очистка дома

О жирах и продуктах, сжигающих жиры

Сертификат на мечту

Что делать, если хочется перекусить?

Пусть еда всегда будет праздником !

Перейти в блог


При использовании материалов этого сайта, указание ссылки обязательно!

Категория: Интересные сведения | Добавил: Margaryta (27.04.2009)
Просмотров: 1747 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница
26.04.2024
11:22
Категории каталога
Интересные сведения [13]
Статьи, интересные заметки, размышления
Анимашки [4]
Анимации
Вкусное и здоровое питание [7]
Здесь будут изложены принципы рационального питания, рецепты, описание продуктов, сжигающих жиры, и ответы на ваши вопросы
Рецепты [1]
Рецепты бельгийской кухни и из кухни по сбалансированному питанию
Юмор [1]
Шутки, анекдоты, розыгрыши, забавные истории
Загадочное [1]
Размышления [1]
Загадки, головоломки [26]
Форма входа
Приветствую Вас Гость!
Наш опрос
Что бы Вы хотели почитать?
Всего ответов: 35
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz