Вчера была в школе моего сына на «дне
открытых дверей», получила массу позитивных эмоций, сделала больше сотни
фотографий. Была так увлечена процессом всё запечатлеть, что меня приняли за
журналистку. Решила рассказать о том, как тут учатся, так как всё это абсолютно
не похоже на то, как училась я и все, кто живёт в странах бывшего СССР.
Всё обучение в Бельгии делится на две формы (государственное
обучение и, так называемое, свободное), статус которых официально
одинаков: то есть дипломы и аттестаты имеют одинаковую силу и программа по
основным положениям похожа.Свободное
– это частные школы, лицеи, университеты. Насколько я поняла, практически всё
свободное обучение тут- католическое.
Разница между этим двумя видами обучения, как выяснилось, существенная. Из
официальных различий, с точки зрения родителей, которым не важно откуда идут
деньги на обучение, - то, что в государственной школе родители выбирают,
будет ли ребёнок ходить на уроки религии и какой, или вместо этого он будет слушать
курс «мораль». В католических школах такого выбора нет: католическая
религия - в обязательном порядке. Всё остальное одинаково. Но репутация частых
школ настолько выше, что перед записью родители иногда вынуждены сутками стоять
в очередях, чтобы записать ребёнка в хорошую школу. Качество преподавания,
дисциплина, культурный уровень очень различаются. Всё это мы хорошо
прочувствовали на собственном опыте, о чём расскажу ниже.
Начинается учёба в детских садах (это не обязательное обучение), с 3-х до 6
лет. С 6-ти лет - обязательное образование, и дети идут в начальную школу, где
они учатся 6 лет. В начальной школе бесплатно ВСЁ. Перед школой надо
купить только портфель и пенал, всё остальное выдают в школе бесплатно: тетради,
дневник, черновики, ручки, карандаши, папки, линейки и всё, что может
пригодиться для учения. Всё это хорошего качества и в достаточном количестве.
Учебников нет вообще. Учитель сам составляет программу и рассказывает детям
так, как считает нужным, делая записи на доске, а также выдаются отксеренные
листики с заданиями и несколькими основными понятиями. В школах все одеваются
на свой вкус, и школьных форм нигде нет.
Дети находятся в школе с утра (начало занятий в 8.30-9 часов утра) и до 4-х
часов вечера в понедельник, вторник, четверг. В среду учатся с утра и до обеда,
в пятницу – учебный день на 1 час короче, чем в понедельник.
Каждый год проводятся экзамены по всем предметам, на которые не
выделяются дни на подготовку, и, обычно,в день проходит по 2-3 экзамена. Перед экзаменами в течение недели
проводится ревизия, то есть повторение в классе всего материала по
вопросам, аналогичным на экзамене. Здесь нет абсолютно никакого взяточничества
и знакомств, влияющих на результаты. Все дети в равных условиях. Система
построена так, что невозможно ни подсказать на экзамене, ни списать. Здесь
вообще экзамен проводится по другой процедуре, хотя я слышала, что в Украине, а
может и в других странах, уже тоже введена система тестирования.
На экзамене каждый ученик получает пачку листов с вопросами и
заданиями (их может быть порядка сотни), которые охватывают весь
пройденный материал. Поэтому и списать что-то невозможно, так как «шпаргалка» -
это полный портфель выданных за год листов. Результаты экзаменов действительно
показывают уровень владения материалом и обычно выдаются в процентах. Если
ученик по всем предметам в целом набрал меньше 50 процентов, его оставляют на
второй год. Тут таких не мало, и никто из этого не делает трагедии.
Мы приехали в Бельгию летом, когда сыну было 8 лет. В Одессе он закончил
первый класс украинской школы (я определила его в школу в 7 лет). В деревне,
где мы сейчас живём, есть только одна школа, государственная, с детским садом и
начальной школой, куда я его и записала. Его протестировали и определили во 2-й
класс.
Перед отъездом из Украины, я пыталась взять немного уроков французского для
сына, и сама тоже училась. Приехав сюда, убедилась в том, что моё
добросовестное обучение помогло мне быстрее освоить грамматику (то, что я учила
по самоучителю), что качается ребёнка, то это пустая трата времени и денег. Мы
не понимали вообще ничего из того, что нам говорили, а то, что я говорила
по-французски, вызывало изумление и непонимание у бельгийцев. Нам было не очень
трудно, потому что мой муж учился 3 года на курсах русского языка и неплохо им
владеет. Я говорила с ним на русско-английском, вставляя французские слова, сын
на русском. Мы понимали друг друга, и это, как оказалось, было большим минусом
для меня, так как моё изучение французского затянулось. Вне дома я испытывала
постоянный стресс: я не понимала и меня не понимали.
В начальной школе один учитель ведёт все предметы для конкретного класса,
кроме физкультуры и религии. Каждый год для класса назначается новый учитель.
Первые два года мой сын проучился очень хорошо, быстро освоил язык и был в
числе лучших учеников. Я делала с ним все уроки и сама разбиралась во всём,
объясняя ему, так как знала французский лучше. Это было так трудно, что
отнимало у меня почти всё свободное время. Учебников в школе нет, система не понятная,
языка мы не знаем. Мой Андрей приходил со школы с каким-то жалким листиком, где
две строчки с объяснениями какого-то правила и заданиями, которые не известно
как делать. В дневнике – записи типа: сделать лист № 5 и всё. В тетради
несколько каракулей, которые надо уметь расшифровать и из которых ничего не
понятно. На все мои вопросы, ответ, что не понял. Сколько терпения и
усидчивости надо иметь, чтобы всё это выдержать!
С первой учительницей разговор не получился. Она всё недоумевала, что я от
неё хочу, ЕСЛИ МОЙ РЕБЁНОК УЧИТСЯ ХОРОШО?
Зато вторая учительница, мадам Моник, была такой, что у меня было ощущение,
что я попала в сказку. На собрании, мадам Моник сказала всем родителям, что не
надо заставлять детей делать уроки, если они что-то не поняли. Для детей
это стресс, а родители не всегда могут объяснить, так как у них своя логика.
Лучше, если дети придут в школу с невыполненным заданием или сделанном с
ошибками, тогда учительница увидит, что ребёнок не понял материал, и надо на
это обратить внимание. И учительница потом будет объяснять ребёнку этот
материал до тех пор, пока он не поймёт, потому что она УМЕЕТ делать это,
она владеет методикой и сделает это лучше, чем родители.
Год обучения в классе мадам Моник был замечательным, и я только радовалась успехам
моего ребёнка. Кроме того, он был в восторге от учительницы по религии. Я
указала припоступлении в школу, что
мой сын – православный христианин. Я никогда не интересовалась особо вопросами
религии и не практиковала её, но мы оба крещённые, это часть нашей культуры,
традиций, и я убеждена, что это надо беречь. В школе Андрей оказался
единственным православным, поэтому школа, специально для него, нашла
учительницу по православной религии (она гречанка по происхождению), которая
приезжала к нему и индивидуально с ним занималась. Она ему рассказывала об
истории религии, писала самые главные молитвы, они мастерили что-то на
религиозные темы, и Андрей приходил домой с разными подарками, иконками,
конфетами, которыми его подкармливала учительница. Но сказка длилась не долго.
После мадам Моник, в класс пришла мадмуазель Мод, и это была катастрофа.
Андрей стал приходить домой с отличными оценками и радостно кричал с порога:
«Мама я получил за диктант 10 баллов из десяти! Я всё знаю и мне ничего учить
не надо!» Я брала его диктант и находила там 2-3 ошибки, не увиденные
учительницей. Записи в тетрадях постепенно превращались в неразборчивую мазню,
после которой стояла не оценка, а печать учительницы (чтобы не напрягаться и не
писать!): продолжай также! И мой ребёнок продолжал! Его выполненные задания
пестрели ошибками, большую часть которых мадмуазель Мод просто не замечала. На
мои замечания, Андрей говорил, что он переписал то, что было на доске, и так
написала учительница.
На родительском собрании я показала тетради сына мадмуазель и сказала, что
тут масса ошибок, что у детей нет учебников, и единственный источник знаний –
это преподаватель, как же ребёнок может чему-то научиться? Мадмуазель мило
улыбалась, кивала и что-то говорила о том, что ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО. Я была
в шоке. Были и другие родители, которые пытались что-то высказывать, но
никакого толку отвсего этого не было.
Я понимала, что это загубленный год, и ждала, когда он закончится и придёт
другой учитель. Выяснять что-то смысла не было, так как все остальные родители
предпочли не поднимать шум и отмолчаться. Какой же был мой ужас, когда
выяснилось, что мадмуазель Мод останется у моего сына и на следующий год! Я
пошла к директору, который на все мои эмоциональные высказывания выдавалстандартные фразы типа того, что «школа
делает всё для того, чтобы деткам было лучше». И я решила поменять школу.
Навела справки, посетила некоторые школы и пришла к решению, что надо
отдавать ребёнка в частную школу. Меня успокоили тем, что курс религии читается
как предмет и обязателен к обучению, но никто не требует быть верующим,
молиться или соблюдать обряды. Зато дисциплина в школе на высоком уровне, дети
постоянно под присмотром, к внешему виду тоже есть требования: запрещены
пирсинг, наколки, татуировка, крашеные волосы, вызывающего вида одежда. Учителя
тоже квалифицированные и добросовестные.
Я была очень рада, что сменила школу, и разницу почувствовала очень быстро.
В частных школах (они тут называются институтами) для начального образования
тоже всё бесплатно. Никаких поборов дополнительных нет. Иногда школа проводит
благотворительные обеды или мероприятия в целях собрать дополнительные
средства, на которые потом организовываются мероприятия длядетей, но это всё на добровольных началах и
никто не принуждает в этом участвовать.
Для детей, у которых есть трудности в учении, организованы дпополнительные
занятия, где учитель уделяет внимание и подходит к каждому ученику, чтобы
объяснить индивидуально. Всё это тоже бесплатно.
Был один эпизод, когда у меня была возможность убедиться в том, что
разговоры о морали в католических институтах, это не пустой звук. Как-то на
перемене, мой Андрей встретил своего приятеля из другого класса, который был
ему должен деньги, и напомнил о долге. Тот уже давно избегал моего сына и, судя
по всему, деньги ему возвращать не собирался. Я в эту историю вмешиваться не
захотела. Сын ему одолжил, не советуясь со мной, сумма дажепо детским меркам была не очень большая.
Когда сын мне начал жаловаться и просить вмешаться, я ему сказала, что эти
деньги показали ему, что приятель , которому он доверял, нечестный, значит не
надо с ним иметь дело. А деньги я у него требовать не буду, так как не я их ему
давала. Надо научиться брать ответственность за свои поступки на себя. Сын
понял и больше эту тему не поднимал.
Встретив этого мальчика в школе, Андрей ему высказал своё мнение о понятии
честности, а тот возмутился и стал на него кричать, что тот к нему пристаёт и
не хочет ждать, когда он сам соизволит вернуть ему долг. К ним сразу же подошла
учительница, которая наблюдает за порядком на перемене, чтобы выяснить в чём
дело. Поговорив с мальчиками, она сказала каждому из них идти своей дорогой и
пообещала Андрею решить эту проблему. На следующий день в школу была вызвана
мама должника, которая нашла Андрея и вернула ему деньги. Вопрос решился
быстро, культурно, без обвинений и выяснения отношений.
После шести лет обучения в начальной школе, дети получают диплом об
окончании и поступают в среднюю школу в 1-й класс. Это ответственный момент,
так как в средней школе начинается специализация, поэтомуважно правильно выбрать школу. Это трудно,
так как детям по 12 лет, и многие ещё сами не понимают, чего они хотят.
Обучение в средней школе рассчитано тоже на 6 лет. Программа первых трёх
классов во всех школах почти одинакова, однако с 3-го класса начинается
специализация. Обучение делится на три типа: гуманитарное, техническое или
профессиональное. Система настолько сложная, что я подробно писать об этом не
буду. После гуманитарного и технического образования дети получают диплом с
правом продолжить обучение в университете. Если же ученик не справляется с
программой, то его переводят на профессиональное обучение, и двери к высшему
образованию у него атоматически закрываются.
Мой сын сейчас учится в 1-м классе средней школы в техническом институте,
которыйвыпускаетквалифицированных столяров, механиков,
электриков, электронщиков, поваров, а также агентов по туризму, специалистов по
прикладному искусству, есть специализация по созданию солнечных батарей.
У него сейчас несколько раз в неделю проходят занятия механикой, по
электричеству и в столярных мастерских, для того, чтобы попробовать что ему
больше нравится и выбрать одно направление, по которому он будет заниматься с
3-го класса.
На дне открытых дверей мы ходили по всем мастерским, классам, смотрели как
работают и учатся дети. Мне, вдруг, стало грустно, что у меня никогда не было
возможности учиться в такой школе. А меньше, чем через месяц, Андрей едетс классом в учебно-познавательную поездку в
Швейцарию на неделю. И школа оплачивает все экскурсии, чтобы родителям не
обошлось это дорого. Так мой сын страдает, что ему туда ехать не хочется и, как
он говорит, таскаться по горам. А мне бы только свистнули, и я бы уже с
чемоданом стояла! Вот такие «проблемы» у бельгийских школьников.
Блинчики.
Профессиональное обучение на поваров
Дробилка для
металических баночек от напитков, управляемая с компьютера
Настенное панно.
Секция прикладного искусства
Графика. Секция
прикладного искусства, 3 класс
Графика в цвете. Секция прикладного искусства, 3
класс
Композиция и
поиск, 2 D. Секция прикладного искусства, 3 класс
Настенное панно
Работа с цветом
Посмотреть эти фотографии в полном размере или другие фотографии из школы можно здесь.