Давайте поговорим об эмоциях. В нашем, так
называемом, цивилизованном обществе выражать свои эмоции часто является
признаком дурного тона. На первый взгляд кажется, что эмоций
существует очень много. В действительности, имеется всего четыре
базовых эмоции, которые человек проявляет уже сразу после своего рождения, а
все остальные являются их производными. Итак, базовые эмоции:
- радость,
- гнев,
- грусть,
- страх.
Среди них нет плохих, все они нужны и важны. Игнорирование любой из них
может быть очень опасно для жизни и здоровья человека.
Если провести аналогию между эмоциями и автомобилем, то роли
распределятся следующим образом:
- Радость - мотор для движения вперёд, лучший
источник для мотивации, одна из основных составляющих физического состояния.
- Гнев - акселератор, подстёгивает, чтобы выйти из
трудных ситуаций, помогает выявить свои лимиты, убрать не нужное, гарант
собственного достоинства, необходим для защиты своей территории,
своих ценностей.
Это не относится к гневу против себя, который нарушает состояние
равновесия и действует разрушительно.
- Грусть - коробка передач, позволяет изменить режим
без ущерба для мотора, промежуточное состояние, подготавливающее к новой
ситуации, закрывает определённый период жизни и позволяет "перевернуть
страницу".
- Страх - тормоз, позволяет преодолеть вираж
нашей жизни с предосторожностью. Он не устраняет опасность, а сигнализирует о
том, что надо проявить осторожность.
Наше воспитание основывается на том, что первые две эмоции
(радость и гнев) считаются мужскими, а две остальные (грусть и страх),
приписываются женщинам. Если мужчина бурно радуется или
выражает свой гнев, в глазах общества это считается нормальным. Если же
женщина часто и бурно выражает свою радость, то её поведение считают не
приличным, слишком легкомысленным. О ней могут начать говорить, как о женщине
"лёгкого поведения". Если женщина выражает свой гнев, её считают
мужеподобной, мегерой и т.п. Если женщина проявляет свой страх,
грустит, ей сочувствуют, помогают. В глазах общества, это нормально.
Если же мужчина выражает свой страх, грусть, его осуждают. Если
мальчик упал, ему больно, он плачет, ему говорят: "Ты же мужчина! Ты должен быть
сильным, не показывать свою слабость."
Так с детства формируются неправильные установки, которые человек потом
применяет всю жизнь и страдает от этого. Приведу маленький пример:
Девочка играет в песочнице, к ней подходит мальчик и забирает её ведёрко.
Девочка сердится, берёт лопатку и бьёт ею мальчика по голове. Это естественная
реакция ребёнка. Девочка защищает свою собственность. И тут начинается
воспитание. К девочке подбегает мама, предчувствуя конфликт с мамой мальчика, и
начинает её ругать. Говорит, что драться - это не хорошо, надо делиться
игрушками и не жадничать. Девочка видит, что мама сердится, а она, с её точки
зрения, не сделала ничего плохого. Ребёнок надувает губки и начинает плакать.
Мама видит, что расстроила своё дитятко. Она обнимает дочку, чмокает её в
головку, успокаивает и начинает шептать нежные слова.
Какой вывод делает девочка? Она понимает, что проявлять свой гнев -
это плохо, мама будет недовольна, её могут наказать. А вот проявить свою
грусть - выгодно, тебя пожалеют и поощрят. И маленький ребёнок уже
приходит к выводу, что лучше манипулировать своей слабостью, чем проявлять
истинные чувства.
Мы с Вами живём в разных странах и образ жизни у нас немного отличается.
Возможно, примеры, которые я привожу, не всегда понятны для всех, поэтому я
немного остановлюсь на, так называемых, картах верности. Возможно, у Вас они
тоже есть, но называются как-то иначе. В Бельгии, некоторые большие магазины,
аптеки, парикмахерские, институты красоты или другие организации, обслуживающие
покупателей и потребителей выдают "карты верности". Эти карты, если они не в
электронном варианте, выглядят в упрощённом виде так:
Например, человек подстригся в парикмахерской, парикмахер ставит подпись
в одной клеточке такой карты. Когда карта заполнится, то пользователь получает
либо подарок от магазина, либо ему выдают чек на определённую сумму, либо ему
что-то делают бесплатно. Таким образом, у потребителя появляется интерес
пользоваться услугами именно этого магазина, парикмахера и т.п. Ведь подарки все
любят получать!
Сейчас Вы, наверное, думаете: "А какое всё это имеет отношение к
эмоциям?" Дело в том, что даже, если Вы никогда не сталкивались с такими
"картами верности", подсознательно Вы себе такую карту заводите, а, может
быть, и не одну. Для примера давайте посмотрим со стороны на жизнь обыкновенного
человека. Встал он утром, быстро собрался, ему надо на работу, а автобуса долго
нет. Потом подошёл переполненный, он в него влезть не смог. Стоит злится, но
сдерживается, так как смысла возмущаться нет, да и воспитан он хорошо. Свою
злость пытается подавить (в его карте верности появляется крестик - эмоция без
выхода). Приехал на работу, опоздал. Начальник ему выговор сделал, он ничего не
смог возразить, так как понимает, что виноват. Начальник, вместо того, чтобы
остановиться на этом, стал ему припоминать все его прошлые грехи. Человек опять
разозлился, но высказать побоялся. Ещё с работы выгонят! А в его карте ещё один
крестик появился. Домой приехал, а жена стала ему высказывать, что надо к
праздникам готовится, а денег нет, что мог бы себе и получше работу найти. Он
опять разозлился, но решил с женой не заводиться. Ещё один крестик. И так
несколько дней. И вот наступает момент, когда его карта уже почти заполнена.
И тут к нему приходит его приятель и просит одолжить денег, так как он
решил съездить отдохнуть заграницу и хочет взять столько денег, чтобы ни в чём
себе не отказывать. А как вернётся, получит зарплату и рассчитается с долгом. И
тут у нашего обыкновенного человека лопается терпение и он начинает орать на
своего приятеля, что он - не касса взаимопомощи и что никому до него никакого
дела нет. Он выплёскивает на ничего не понимающего приятеля весь свой
накопленный гнев и на начальника, и на транспорт, и на все свои проблемы. А тот
не понимает, почему его безобидная просьба вызвала такую бурю эмоций. Он же не
знает, что он попал на тот момент, когда "карта верности гневу" его знакомого
переполнилась.
Отсюда вывод: не надо накапливать эмоции. Если Вы сердитесь (грустите,
боитесь, радуетесь), осознайте это. Задайте себе вопрос:"Что или кто Вас
расстроил или наоборот?". Не бойтесь показаться невежливым и дайте выход своей
эмоции. Даже, если Вы не хотите портить отношение, Вы можете сказать, что сейчас
Вы очень, например, сердиты, потому что, Вас ругают за то, что от Вас не
зависит. Вы возмущены, поэтому лучше перенести этот разговор на другое время.
Кстати, я слышала, что раньше в Японии на крупных предприятиях, в специально
отведённых местах, выставляли чучела начальников и рядом дубинки. Те, кто был
сердит на начальника, могли взять дубинку и хорошо поколотить чучело. Человек
выплёскивал свой гнев и потом шёл спокойно работать.
Задайте себе вопрос: какие эмоции Вы сохраняете в себе? Что Вы можете сделать
для того, чтобы изменить ситуацию? Не заводите "карт верности", и Ваша жизнь
изменится как по волшебству.
Сегодня предлагаю Вашему вниманию очень лёгкие загадки. Надеюсь, что ответ
найдёте сразу.
Загадки:
1. Надёжные пары
Посмотрите на список предложенных пар и определите какую цифру надо
подставить вместо "X" ?
T2 C0 P1 L2 F3 E(X)
Ответ здесь.
2. Враг или друг
Любой может получить удар от меня. Обычно меня встречают с радостью, и не
бывает ни одного мгновения в мире, чтобы хоть кто-то меня не видел.
Кто я?
Ответ здесь.
Вернуться в блог
Главная страница
Как избежать сетей
манипуляторов
Что делать, чтобы всё получалось как задумано
Ключ к решению всех проблем
Чего Вам не хватает для полного счастья?
Критические периоды
Получится или не получится?
«Подводные камни» наших планов или 2 секрета исполнения желаний
Пойди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что...
При использовании материалов этого сайта, указание ссылки обязательно!
|